Для обеспечения контакта электрооборудования транспортного средства с контактной сетью применяют специальные устройства. Сила нажатия токоприемника должна быть достаточной для обеспечения достаточной поверхности контакта. Если она выше необходимой, то это приводит к быстрому износу оборудования. В зависимости от конструкции токоприемники делятся на штанговые, дуговые и пантографы.
Штанговые токоприемники
Данный вид токоприемников используется на троллейбусах. Впервые токоприемники стали применяться в конце 30-х гг. Они состоят из 4 частей:
- Основание
- Механизм подъема и опускания
- Подвижная система
- Контактная система
Основным недостатком является сход с проводов контактной сети во время движения транспортного средства.
Дуговые токоприемники
Они представляют собой дугу, скользящую по контактному проводу. В отличие от штангового токоприемника отсутствует риск схода с контактного провода. Чтобы избежать неравномерного износа, необходимо производить подвешивание не по осевой линии, а небольшим зигзагом. Он не столь требователен к подвесу контактной сети и при аварии практически не повреждаются.
Пантографы
Они используются на электровозах и трамваях и предназначены для токосъема при высокой скорости. В нем имеется подвижная рама, которая соединяется при помощи рычага с неподвижным основанием. В отличие от штангового токоприемника пантограф отличается компактностью.